Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

К Уполномоченному поступают обращения от родителей детей-инвалидов по вопросам создания специальных образовательных условий, создания ресурсных классов.

«Уважаемая Евгения Викторовна!

Я являюсь законным представителем несовершеннолетнего ребенка-инвалида. Мой ребенок учится в школе-интернат № 4, закончил 4 класс. Я приняла решение перевести ребенка в образовательное учреждение по месту проживания, т.к. ездить в школу-интернат №4 из Металлургического района г. Челябинска на ул. Худякова, 22 очень проблематично, а также хотелось бы, чтобы ребенок обучался в условиях инклюзивного образования в среде своих сверстников. Сын учился в школе-интернате по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования по варианту 8.2., предусмотренному ФГОС для детей с ОВЗ, в частности для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Вариант8.2 — это значит, что у него хороший потенциал в плане обучаемости. Но в силу специфики заболевания (РАС), он не всю программу 4 класса освоил в полной мере, также английский язык был пройден массово только по программе 3 класса.

Право на пролонгацию начального общего образования (вместо 4-х лет возможно продление до 5-6 лет в начальной школе), с учетом его особых образовательных потребностей, мой сын имеет в соответствии с п.п.30 п.1. статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.1.9.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598).

1)Но, так как мы не воспользовались этим правом в 1 дополнительном классе, я ходатайствовала перед школой, чтобы его оставили на повторное обучение в четвертом классе в рамках пролонгированного обучения. Комиссия ПМПК проводилась на базе школы-интернат №4, был явный конфликт интересов, т.к. завуч начальной школы была в составе комиссии. И в вопросе установления уровня освоения образовательной программы моим сыном подошли формально, приняв во внимание тот факт, что по учебным предметам мой сын не имеет академической задолженности, оценки удовлетворительные. При обжаловании заключения ПМПК в отношении пересмотра уровня освоения образовательной программы моим сыном, мое заявление (вероятно, по дате подачи) поставили в непонятную мне очередность, в том плане, что срок очередного посещения комиссии четко не обозначен. Более того, из ответного письма Министерства образования и науки Челябинской области, основной акцент при определении образовательного маршрута моего сына ставится на решении комиссии ПМПК в отношении дальнейшей программы обучения ребенка. Тогда как после консультации со специалистами Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета мне сообщили, что обжалования заключения ПМПК в моем случае не требуется. При поступлении моего ребенка в образовательную организацию должна быть проведена психолого–педагогическая диагностика, по результатам которой должен быть проведен психолого–педагогический консилиум образовательной организации, после обсуждения результатов педагогической диагностики и психолого-педагогического обследования с участием родителей (законных представителей) ребенка и должно быть принято решение о дальнейшей форме обучения учащегося. Министерство образования и науки Челябинской области об этом ничего не сообщает. Также, очень немаловажно, чтобы эта диагностика проводилась должным образом с включением в состав психолого-педагогического консилиума квалифицированных специалистов по работе с детьми с РАС, которые смогли бы дать объективное и компетентное заключение.

2) Также есть проблема с созданием специальных условий в образовательном учреждении и с обеспечением квалифицированных специалистов, способных эффективно выстроить образовательный маршрут ребенка. При выборе школы по месту жительства (в нашем случае это школа № 71), есть вариант, что всю проблему возложат на плечи образовательного учреждения. Тогда как проблему нужно решать комплексно с поддержкой со стороны Министерства образования и науки Челябинской области. Но, к сожалению, Министерство образования и науки Челябинской области, формально отнеслись к данному вопросу, о чем свидетельствует ответное письмо. В письме нет ясного ответа, какая школа, находящаяся вблизи нашего места проживания, сможет обеспечить моему сыну создание индивидуальных образовательных потребностей в условиях инклюзии. В частности, не указывается образовательное учреждение № 73, которое в 2019 году на VI Всероссийском конкурсе признано «Лучшей инклюзивной школой России» несмотря на то, что данное образовательное учреждение находится в пешей доступности от нашего места проживания.

В итоге я сейчас нахожусь в подвешенном состоянии относительно выбора образовательного учреждения по месту проживания ребенка, т.к. не знаю, какое учреждение сможет обеспечить образовательные потребности моего ребенка в соответствии с рекомендацией ПМПК. У меня есть серьезные опасения, что отсутствие решения на сегодняшний день относительно создания соответствующих условий для моего сына (тьюторское сопровождение, подготовленные педагоги и т.д.) может негативно сказаться на положительной динамике развития моего ребенка, которая совместными усилиями разных специалистов и педагогов, создавалась годами.

Евгения Викторовна, убедительно прошу Вашего содействия в решении вышеуказанных вопросов. Мой ребенок имеет право пойти 1 сентября 2020 г. в школу, в которой будут созданы условия, рекомендованные в заключении ПМПК для моего ребенка, в которой было бы обеспечено обучение ребенка по соответствующей его уровню программе, и с наличием специалистов, рекомендованных в заключении ПМПК.

Прошу Вас назначить дату и время для личной консультации».

В рамках работы по данному обращению Уполномоченный выехал в МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска», где реализовываются эффективные технологии в сфере образования детей с ОВЗ.

Если коротко описать как реализуется образование детей с ОВЗ в МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска» можно сказать, что особые дети учатся в отдельных классах, также у них бывают совместные уроки с обычными детьми, что позволяет им качественно лучше социализироваться. Также в школе постоянно работает педагогический консилиум, который заседает два раза в неделю и выстраивает индивидуальные учебные планы для детей с учётом их особенностей. Помимо этого, с детьми на базе школы работают профильные специалисты.

Такой подход позволяет добиться впечатляющих результатов, к примеру по словам заместителя директора по учебной части, к четвертому классу удается "снять" задержку психического развития у ребенка на 50%.

В результате переговоров с Министерством образования и науки Челябинской области, руководством МАОУ «СОШ № 73 г., мамой ребенка было принято решение о приеме ребенка в данную школу в экспериментальном формате. В ноябре 2020 года я приняла участие в очередном консилиуме по данному ребенку, у него наблюдается положительная динамика, он успешно адаптировался в школе. Это в очередной раз показывает, что в школе главное – это люди, отношения, гуманность, профессионализм педагогического состава.

Для организации работы с учащимися с особенностями развития помимо образовательных методик необходимо также создание особой инфраструктуры в самом образовательном учреждении.

Одним из элементов такой инфраструктуры является сенсорная комната. Анализируя современные практики, можно сделать вывод о том, что сенсорная комната психологической разгрузки является неотъемлемой частью работы по развитию и адаптации как особенных, так и нормотипичных детей. Благодаря ее использованию стресс пребывания в коллективе, получения большого количества новой информации смягчается и процесс обучения для ребенка проходит намного проще и комфортнее.

Кроме того, занятия в такой комнате способствуют развитию мелкой моторики, корректировке двигательных нарушений и созданию позитивного эмоционального фона.

Для приобретения данного оборудования были привлечены благотворительные средства.

Разумеется, подобный подход хочется видеть на базе всех без исключения образовательных учреждений нашей области. По этому направлению важно и нужно продолжать серьезную работу.

Дополнительно на тему обучения детей-инвалидов хотелось бы отметить форму семейного образования.

В Челябинской области предусмотрены компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому (постановление Губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309).

Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.09.2007№ 309 "О компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому" утверждено Положение о компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому, где получателем компенсации является один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, осуществляющий организацию его обучения по основным общеобразовательным программам на дому, предоставивший соответствующие документы.

Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 25 августа 2020 года № 216 размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования, в том числе по адаптированным образовательным программам дошкольного образования составляют:

N п/п

Муниципальное образование, на территории которого проживает ребенок-инвалид

Размер компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования, в том числе по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, на дому в месяц (рублей)

детей-инвалидов в возрасте до трех лет

детей-инвалидов в возрасте от трех лет и старше

1.

Городские округа (за исключением Озерского, Снежинского, Трехгорного городских округов), городские округа с внутригородским делением и городские поселения Челябинской области

4883,29

2343,79

2.

Сельские поселения Челябинской области

4594,5

2335,79

3.

Город Озерск, Снежинский городской округ

6495,12

3222,47

4.

Трехгорный городской округ

5692,33

2835,77

5.

Сельские населенные пункты Озерского городского округа

5565,30

2823,29

Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, на дому составляют:

N п/п

Муниципальное образование, на территории которого проживает ребенок-инвалид

Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, на дому в месяц (рублей)

1.

Городские округа (за исключением Озерского, Снежинского, Трехгорного городских округов), городские округа с внутригородским делением и городские поселения Челябинской области

22490,42

2.

Сельские поселения Челябинской области

22490,51

3.

Озерский, Снежинский городские округа

28805,13

4.

Трехгорный городской округ

26591,74

Несмотря на существенные финансовые меры поддержки нашего региона для детей-инвалидов их реализация осуществляется в заявительном порядке. Это значит родители должны быть своевременно информированы о порядке получения данной компенсации. Важную роль в этом занимает не только система социальной защиты, а прежде всего система образования.

«Уважаемая Евгения Викторовна! Мой сын, состоит на учете в ДГБ, с диагнозом сахарный диабет 1 типа. С сентября 2019 года ребенок не был ни на одном занятии в школе по причине непрерывных болезней и нахождении в стационаре. По моей просьбе в домашнем обучении было отказано комиссией ВКК. 03.02.2020 года меня пригласили на беседу к директору школы, где были озвучены условия либо писать заявление на семейное обучение, либо школа пишет заявление в ПДН».

В целях урегулирования сложившейся ситуации Уполномоченным были инициированы рабочие совещание с привлечением директора школы, социального педагога, психолога, классного руководителя, специалистов МУЗ «ДГКБ № 7» г. Челябинска.

Как оказалось, сотрудники образовательного учреждения не владели информацией об особенностях заболевания ребенка и оказалась не готовы к гибкому подходу, социальный педагог вообще ни разу не имела прямого контакта с мамой, специалисты учреждения не знали и о том, что переход ребенка-инвалида на семейную форму образования возможен на возмездной основе, несмотря на то, что мама неоднократно говорила о том, что у нее нет финансовой возможности самостоятельно организовывать обучение ребенка на дому с привлечением педагогов оказывающих обучение на платной основе.

По итогам работы над обращением заявителю была организована помощь в оформлении заявления на семейную форму обучения, в оперативном режиме была организована помощь в прохождении комиссии ПМПК. Ребёнок был переведен на семейную форму обучения с назначением компенсации.

В результате проведенной работы удалось достичь положительного результата. При этом очевидно, что остаются дефекты социально-психологического сопровождения детей в данном учреждении.

Урегулирование конфликтов участников образовательного процесса.

Школьные службы примирения в России созданы в 2000–2001  году, и действуют во многих регионах, но в Челябинской области данная практика в настоящее время не применяется. Школьная медиация, технология, применяемая в школьных службах примирения — явление не новое, но знают о таком способе разрешения конфликтов далеко не все. А он на самом деле один из самых действенных.

Медиатор помогает построить конструктивный диалог и найти взаимопонимание, а не просто прийти к компромиссу, когда каждая сторона чувствует себя ущемленной и сохраняет обиду.

В соответствии с федеральным законодательством в каждой школе создана конфликтная комиссия, призванная заниматься урегулированием конфликтов. Несмотря на проводимую работу в данном направлении со стороны Министерств и ведомств, при работе над обращениями я ни в одной школе не увидела эффективности в работе данных комиссий. Из моей практики знакомства с их работой создание комиссий носит формальный характер, члены комиссии не владеют ни медиативными технологиями, ни восстановительным подходом в урегулировании споров и их деятельность направлена на «защиту» позиции образовательного учреждения.

Для внедрения в практику восстановительного подхода принципиальным является добровольность создания служб примирения, поскольку деятельность специалиста службы примирения (медиатора, ведущего) невозможна без внутреннего принятия ценностей и философии восстановительного подхода. На сегодняшний день не все руководители образовательных учреждений разделяют эти принципы и не готовы работать в данном направлении.

Уполномоченный по правам ребенка Челябинской области лично в 2020 году прошла обучающий курс по технологии восстановительной медиации в школе и разделяет ценности данной технологии.

В связи с этим при рассмотрении обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам ребенка, организация работы по содержанию обращений выстраивалась с применением технологии школьной медиации в партнерстве с Лигой медиаторов Южного Урала, с которой заключено соответствующее соглашение. Нередко родители сообщают о фактах унижения человеческого достоинства учеников, просят содействия в защите детей от всех форм жестокого обращения.

Можно выделить две основные проблемы:

  • унижение чести и достоинства ребенка в ходе образовательного процесса;
  • неурегулированный конфликт администрацией образовательного учреждения между воспитателями, администрацией образовательного учреждения и родителями, между детьми.

«Здравствуйте. Просим провести проверку в Ново-Соболевской школе Аргаяшского района. Учитель труда и географии неоднократно бьет детей за непослушание».

В рамках данного обращения осуществлен выезд в образовательную организацию. Поговорили с детьми в четырех классах, с родителями, руководством школы.

Дети не умеют обманывать, и нам удалось выяснить то, что в действительности происходило, несмотря на разную степень открытости и откровенности.

Были выявлены факты для проведения дальнейшей проверки, так или иначе дети подтверждали то, что было написано в анонимном обращении.

Исходя из беседы с детьми сложилось понимание того, что дети не отрицали применение силы, но некоторые считали это нормальным и соразмерным проступку наказанием. Многие дети заступились за учителя, считая его поведение справедливым.

Далее к ситуации подключились правоохранительные органы.

Так как школа небольшая (всего 86 учеников), практически все дети и родители, не говоря о педагогическом составе школы вовлечены, в публичный и внутренний конфликт. У всех разные позиции, в которые они искренне верят.

Это тревожное обстоятельство, принимая во внимание специфику небольшой территории района.

Мы обратились в Министерство образования и науки Челябинской области для привлечения к работе специалистов, умеющих работать в таких ситуациях, обсудили эти вопросы с руководством школы, а также подключили правоохранительные органы.

Еще один пример в одной из школ города Челябинска между учителем и учениками произошел конфликт. После этого на сайте школы один из учеников выразил своё мнение по этому поводу в нормальной корректной форме, без перехода на личности и не используя нецензурные слова.

В школе, конечно, стали искать того, кто это сделал. Подозрение пало на одного ученика, который честно признался маме в том, что это сделал он, и, в общем, даже обосновал свою позицию как справедливую. И это законно.

Наша честная и по-своему справедливая мама сказала, что сор из избы не выносят и нужно извиниться перед директором.

Извинения принесли. Только это не помогло. На ребенка началось давление.

Дети имеют право выражать своё мнение. Сайты, социальные сети школ с возможностью оставлять обратную связь для этого и созданы.

Я думаю, наша задача — учить детей защищать свои права и аргументировано обосновывать свою позицию. «Закрывать им рты» бессмысленно и просто неуважительно по отношению к ним.

Школа занимает важное место в системе воспитания детей, формирования идеалов и ценностей. Но так их формировать нельзя и такое отношение к детям недопустимо.

Даже если ребёнок не прав в ваших глазах, он имеет право на своё мнение.

Я убеждена в том, что наши дети не должны быть похожи на нас и не обязаны реализовывать наши желания и мечты. Наша задача любить их, принимать и быть рядом. Вот и всё, этого достаточно для того, чтобы они выросли счастливыми людьми.

Данную ситуацию я, конечно, взяла в работу, потому что по полученным данным усматривается нарушение законодательства со стороны администрации школы. Ребенка перевели в другой класс без его согласия и согласия законного представителя, установлен факт некорректных, непедагогических высказываний директором школы в адрес ребенка.

По итогу работы была достигнута договоренность с администрацией школы о переводе ребенка в тот класс, в котором он учился до инцидента. Администрации школы настоятельно рекомендовали организовать обучение специалистов «школьной медиации», однако было встречено сильное сопротивление со стороны директора.

Несмотря на достигнутые договоренности родители и ребенок приняли решения перевестись в другое образовательное учреждение, при этом семья получила необходимую поддержку от Уполномоченного.

Хотелось бы отметить, что в образовательных организациях, как и во многих учреждениях, относящихся к социальной инфраструктуре, отмечается нехватка квалифицированных специалистов по таким направлениям как: педагог-психолог, конфликтолог, специалист по работе с семьей и так далее.

Очевидно, что во многом успех стабилизации конфликтогенной ситуации в образовательных организациях заключается в умении педагогов и руководителей разрешать сложные межличностные проблемы.

Тема школьных конфликтов неисчерпаема. И это неудивительно. Ведь в школе ребёнок проводит большую часть своего времени, и там он учится строить отношения с окружающими.

Мне приходит немало обращений с просьбой помочь решить ту или иную конфликтную ситуацию, связанную со школой.

«Добрый вечер Евгения Викторовна. Заранее прошу прощения, что пишу вам в контакте просто очень хочется посоветоваться как правильно поступить. Я сегодня уже писала на официальный сайт вашей работы, но пока не получила ответа. Я повторюсь. Меня зовут Кристина моя семья имеет статус малоимущей многодетной семьи, мой супруг инвалид 2 группы. Сегодня с мужем мы ходили в школу, так как мой старший сын двоечник. Он не хулиган он скромный ребенок, но к моему глубочайшему сожалению, он лентяй и не любит учиться. Мы с ним и занимаемся, и год он ходил к 2 репетиторам, но любви к знаниям у него не проснулось. Сегодня мы с мужем пошли в школу, чтобы поговорить с классным руководителем по вопросу, как привлечь внимание моего ребёнка. Я не педагог у него уже 6 класс я просто не знаю, как ему помочь в учёбе. Я всё — таки считаю, что это должно волновать и учителей тоже, но в прошлом году я отказалась от предложения директора школы о назначении моему сыну какой-то комиссии, после которой у него будет облегченная программа аттестат, при этом она мне сказала, что в нашей школе учится 60 процентов таких детей. Я разговаривала с репетитором она сказала, что мой сын не нуждается в комиссиях, просто с ним нужно заниматься. Но разговора в кабинете у директора не получилось, вышел конфликт. Помимо директора в кабинете была зам. директора по УВР, и она просто кричала на меня в присутствии сына и 2 летней дочери. Я вышла вся в слезах мой муж не выдержал и сказал им, что, если этот разговор хоть как-то отразится на нашем ребенке мы будем жаловаться. Десять минут назад мне позвонил классный руководитель и сообщил, что в пятницу нас вызывают на совет профилактики. Я посмотрела в интернете и сделала вывод что нарушаются мои права. Сын не относится ни к одной категории, из-за чего нас могут вызвать на этот совет. Я понимаю, что управление школы сейчас будет всячески пробовать нас задавить. Я уже думаю переводить сына в другую школу, но боюсь, что это будет для него болезненно. Подскажите, как разрешить эту ситуацию».

Мною было принято решение организовать рабочее совещание для знакомства с работой школы в рамках работы над обращением. В результате было достигнуты следующие договоренности: составить индивидуальный план по работе с семьей сроком на 3 месяца; назначить куратора семьи, который будет осуществлять психолого-педагогическое сопровождение семьи; обеспечить доверительные отношения куратора с семьей; взаимодействовать со специалистами, способными оказать помощь или содействие в решении проблем семьи и ребенка.

В межведомственном совещании принимал также участие социальный педагог, одновременно являющийся и педагогом по тем учебным предметам, в усвоении которых наблюдаются особенные трудности сына заявителя. В ходе нашего совещания на вопрос о том, как оценивает социальный педагог, ситуацию, были получены пояснения, суть которых сводится к тому, данный специалист считает невыполненные уроки признаком «безнадзорности» и проведения необходимой работы с родителями, также считает необходимым для ребенка пройти ПМПК, в ходе которой ожидает рекомендаций по обучению ребенка по облегченной программе. При этом на совещании социальный педагог открыто выражал и демонстрировал негативные эмоции и негативное отношение к заявителю.

Безусловно, такой подход в образовательном учреждении неприемлем и не способствует наилучшим интересам несовершеннолетних детей.

Итог совместной работы по данному обращению можно назвать положительным.


За помощью в разрешении напряженной ситуации обращаются не только родители, но и представители школы.

«Администрация школы просит Вашего содействия в разрешении конфликтной ситуации, возникшей между участниками образовательных отношений в 3 классе».

Суть конфликта: законный представитель ученицы 3 класса написала заявление в полицию с просьбой провести профилактическую работу с детьми класса. Она считает, что дети класса преследуют ученицу, оказывают на неё давление, обижают. Девочка боится идти в школу.

Родители детей, которых обвиняет мама девочки, придерживаются иной точки зрения. Они говорят, что ученица наговаривает на детей, запугивает их приходом мамы в школу, написанными заявлениями в полицию, судами и т. д. Дети боятся идти в школу. Так как дети являются учениками 3 класса и меры воздействия на них носят превентивный характер, просим помочь в разрешении конфликта. Более того, мы считаем, что конфликт возник, скорее, между взрослыми людьми, а затем в него оказались втянуты дети.

В свою очередь, на уровне школы проводится профилактическая работа: классные часы и беседы и иные мероприятия с классом, проводимые классным руководителем, курс внеурочной деятельности «Психологическая азбука», проводимый психологом школы, просветительская работа, проводимая социальным педагогом, встречи с родителями на уровне администрации школы».

Школа попросила посодействовать в проведении медиации, чтобы мирно разрешить конфликт и обе стороны остались довольны результатом. И это правильно, что школьная администрация приняла решение помочь конфликтующим сторонам договориться с помощью медиатора.

Что ещё хочется отметить в этом случае? То, что школа в первую очередь стремится найти способ урегулирования конфликта, а не бросается на поиск виновных и не торопится объявить правых и виноватых.

Как итог, обе стороны договорились и были удовлетворены принятыми мерами в рамках соглашения.

В дальнейшем, как показало время, администрация школы в адрес Уполномоченного повторно не обращалась, конфликт был исчерпан.