Образование

Право ребенка на образование

Первостепенная задача, которая стоит перед государством, не только обеспечить всеобщее обучение детей, но и сделать его таким, чтобы всё полученное в рамках образовательного и воспитательного процесса стало самой лучшей площадкой для старта в самостоятельную успешную жизнь.

Система образования и воспитания является тем фундаментом, от которого зависит дальнейшее развитие общества, государства и в целом нации. Право на получение доступного и бесплатного образования принадлежит всем детям независимо от их состояния здоровья, социального статуса, вероисповедания, пола и расы.

В Челябинской области функционирует развитая сеть образовательных организаций.

Дошкольные

образовательные

учреждения

Общеобразовательные

учреждения

Коррекционные

образовательные

учреждения

1220

учреждений

831

учреждение

50

учреждения

226,273 тысяч воспитанников

407,404 тысяч

учащихся

9,153 тысяч

детей

Уже не первый год в Челябинской области актуальным остается вопрос обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.

В области функционируют 1 220 дошкольных учреждений, которые посещают более 226 тысяч детей. При школах функционируют более 190 групп дошкольного возраста, в которых воспитываются более 12,0 тысяч детей. Функционирует сеть частных дошкольных учреждений, их в области более 20 с общим контингентов воспитанников в 2 тысячи детей.

По состоянию на 31.12.2019 г. охват дошкольным образованием детей от 1 до 7 лет составил 84,4%, доступность дошкольного образования детям в возрасте от 3 до 7 лет – 100%, детям до 3 лет – 85,3%.

Всего на устройство в детский сад по состоянию на 01.03.2020 г. зарегистрировано 48,1 тыс. человек (в том числе дети от 0 до 3 лет – 45,9 тыс. человек, от 3 до 7 лет – 2,2 тыс. человек). В актуальной очереди состоят 6,8 тыс. человек, в том числе дети от 3 до 7 лет – 216 человек.

Анализ обращений о реализации прав ребенка на образование, поступающих к Уполномоченному по правам ребёнка в Челябинской области, показывает, что большинство обращений так или иначе касается вопросов дошкольной ступени образования. Можно выделить три основных проблемы:

- получение места в дошкольном образовательном учреждении до момента исполнения ребенку 3-х лет (более 96 обращений);

- несоблюдение в дошкольной организации санитарных правил и норм (13 обращений);

- конфликты внутри детского коллектива, а также между родителями, педагогами и административно-управленческим персоналом (60 обращений).

К сожалению, все чаще появляются обращения от родителей с просьбой перевести того или иного воспитанника в связи с его поведением. Наша система образовательных учреждений не может адекватно и оперативно реагировать на разрешение конфликтов, связанных с проблемным поведением некоторых воспитанников, в большинстве случаев это касается именно дошкольной ступени.

Необходимо выработать адекватные механизмы разрешения конфликтных ситуаций в дошкольных образовательных организациях, которые бы не основывались на принципе перевода ребенка в другую группу, другую организацию, а реально выявляли проблему (источник напряжения) и принимали меры к их урегулированию.

Следующей ступенью системы образования в Российской Федерации является получение начального, основного, среднего общего образования. В 2018-2019 учебном году на территории области действуют 831 организаций, реализующих программы начального, основного, среднего общего образования.

В образовательных организациях обучаются 407,4 тысяч школьников, что практически на 6,5 процентов больше показателя предыдущего учебного года. Это фактически половина всего детского населения области.

Согласно анализу поступающих обращений, вопрос доступности общего образования в Челябинской области не стоит остро. Для каждого несовершеннолетнего школьного возраста предоставляется место в школах с учетом его индивидуальных особенностей.

В 2019 году в адрес Уполномоченного поступили более 50 обращений родителей, связанных с проблемами при поступлении ребенка в 1 класс. Сложность поступления в начальное звено заключалась в отсутствии у родителей и ребенка регистрации по месту жительства в микрорайоне, который «закреплен» за образовательной организацией. По итогам работы по данным обращениям дети поступили для обучения в образовательные организации, в которые подавали соответствующие заявления.

Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области считает, что в данной ситуации необходимо проводить клиент ориентированную разъяснительную работу с родителями, с целью повышения уровня их информированности об особенностях поступления в  1-е классы той или иной общеобразовательной организации.

С 2016 года отмечается стабильный рост числа обращений о конфликтах, происходящих в рамках образовательного процесса между учениками, педагогами, а также представителями родительского сообщества. Об этом уже говорилось выше на примере дошкольного образования. Как мы видим, проблема существует на всех уровнях получения образования.

Нередко родители сообщали о фактах унижения человеческого достоинства учеников, просили содействия в защите детей от всех форм жестокого обращения.

В течение 2019 года поступило 75 обращения, в которых поднимался вопрос исключительно о наличии конфликта в образовательной организации, что на 74% больше чем в 2018 году.

В образовательных организациях области существует практика работы комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

В ходе встреч и личных приёмов сотрудники отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка проводят устный опрос родителей с целью уточнения уровня информированности граждан о функционировании комиссии по урегулированию споров.

Как оказалось, практически половина не слышали о создании такой комиссии в школе, в которой обучаются их дети; около 40 процентов, опрошенных не доверяют решениям комиссии, так как видят необъективность в подходе к формированию её состава.

Возможно, принимаемые Уполномоченными органами меры по развитию практики разрешения споров в стенах образовательной организации недостаточно эффективны и требуют более пристального внимания.

Одним из наиболее эффективных механизмов разрешения конфликтных ситуаций является медиация. Это тот инструмент, который позволяет реализовать принципы непредвзятости, независимости мнения, конфиденциальности.

Хотелось бы отметить, что в образовательных организациях, как и во многих учреждениях, относящихся к социальной инфраструктуре, отмечается нехватка квалифицированных специалистов по таким направлениям как: педагог-психолог, конфликтолог, специалист по работе с семьей и так далее.

Очевидно, что во многом успех стабилизации конфликтогенной ситуации в образовательных организациях заключается в умении педагогов и руководителей разрешать сложные межличностные проблемы, также необходимо пристальное внимание уделить вопросам профилактики синдрома профессионального выгорания.