Медицина

Право ребенка на охрану здоровья

Право на охрану здоровья и качественную своевременную медицинскую помощь принадлежит каждому человеку независимо от возраста. «Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание» (Декларация прав ребенка, принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года). Несмотря на постоянно проводимую государством работу по повышению уровня оказания медицинской помощи несовершеннолетним, вопросы качественного предоставление медицинской помощи и медицинской реабилитации всегда актуальны.

В адрес Уполномоченного по правам ребенка периодически поступают обращения, связанные с лекарственным обеспечением несовершеннолетних, сложностями получения своевременной реабилитации, качеством оказываемых медицинских услуг.

Согласно статистическим данным, можно говорить о имеющейся положительной результативности принимаемых государством мер по здоровьесбережению подрастающего поколения. Показателем этого является распределение детей, подлежащих диспансеризации, по группам здоровья по итогам комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка.

Состояние заболеваемости по группам несовершеннолетних

№ п/п

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Численность несовершеннолетних с I-ой группой здоровья

136529

74060

76466

Численность несовершеннолетних со II-ой группой здоровья

345869

211783

197828

Численность несовершеннолетних с III-ой группой здоровья

127915

132046

73739

Численность несовершеннолетних с IV-ой группой здоровья

5364

5118

4090

Численность несовершеннолетних с V-ой группой здоровья

7574

8205

10042

По итогам 2019 года имеет место небольшой рост количества детей с 1-ой группой здоровья, то есть с нормальным уровнем развития, в сравнении с 2018 годом.

Однако, эти же статистические данные говорят нам о том, что в Челябинской области более 10000 детей имеют 5 группу здоровья, то есть хронические заболевания в состоянии декомпенсации со значительным снижением функциональных возможностей организма. Некоторые из этих детей имеют паллиативный статус.

Сведения об оказании паллиативной помощи детям

№ п/п

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Численность детей, нуждающихся в оказании паллиативной помощи, всего

603

476

570

в т.ч.:

на дому

408

357

430

Количество выездных патронажных бригад паллиативной медицинской помощи детям

3

3

3

Количество врачей, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, всего

11

11

10

в т.ч.:

прошедших обучение (прослушавших курс в рамках Педиатрии) по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи детям

8

5

2

Паллиативная помощь несовершеннолетним жителям области оказывается специалистами отделения выездной паллиативной помощи детям Челябинской областной детской клинической больницы. Для маленьких жителей города Челябинска возможность получения паллиативной помощи организована на базе паллиативного отделения Городской клинической больницы № 9.

Анализируя статистические данные нельзя не отметить увеличение количества детей, имеющих паллиативный статус в 2019 году на 20% в сравнении с предыдущим годом.

Отмечается потребность в квалифицированных специалистах по оказанию паллиативной помощи, а также увеличения их количества.

В 2018 году предметом рассмотрения Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области было проведение ежегодных детских медицинских осмотров (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»).

В ходе рассмотрения вопросов, связанных с проведением медицинских осмотров детей, отмечалось, что многие законные представители не знали результаты профилактических осмотров, получение этой информации было для них затруднено.

В настоящее время законные представители несовершенноленних озвучивают вопросы связанные с качеством проведения диспансеризации, что будет являться предметом рассмотрения Уполномоченным по правам ребенка в 2020 году.

Ежегодно Уполномоченным по правам ребенка рассматриваются обращения граждан, связанные с проведением диагностики туберкулеза и последствиями отказа от неё. Родители указывают на то, что руководство образовательных организаций настаивает на предоставлении заключения фтизиатра, в случаях когда родители воспользовались своим правом на отказ от проведения туберкулинодиагностики несовершеннолетнему.

Под туберкулинодиагностикой мы понимаем исследования на туберкулез с помощью медицинского препарата «туберкулин», содержащегося в пробе Манту и Диаскинтесте. Туберкулинодиагностика является медицинским вмешательством, и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для её проведения необхожимо получение добровольного информированного согласия.

Состояние здоровья несовершеннолетних

по основным классам болезней (туберкулез)

№ п/п

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

туберкулез

63

51

75

в т.ч.

активные формы туберкулеза

63

51

75

В Челябинской области ежегодно регистрируются случаи заболевания туберкулезом среди детского населения, имеет место выявление заболевания у детей, воспитывающихся в социально благополучных семьях.

Постановка диагноза даже одному ребенку, посещающему детский коллектив, ведет к проведению профилактического лечения у всех детей, находящихся с ним в контакте. Туберкулез является социально опасным заболеванием, трудно поддается лечению, в начальной стадии заболевание может протекать бессимптомно, а в случаях поздней диагностики привести к летальному исходу. Отсюда особое внимание государства к вопросам профилактики заболевания, раннего его выявления.

В настоящее время диагностика туберкулеза проводится посредством пробы Манту, Диаскинтеста, рентгенографии, а также иммунологического исследования крови (t-spot). Проведение иммунологического исследования крови t-spot проводится в Челябинской области на коммерческой основе. Родители вправе сделать самостоятельный выбор в пользу любого метода диагностики, который, по их мнению, наиболее безопасен для ребёнка.

Реализация права ребенка на жилище

Право на жилище - одно из самых важных прав человека, оно закреплено как в международных документах, так и в Конституции Российской Федерации. Государство принимает на себя обязанность создавать условия для реализации человеком своего права на жилище.

Ежегодно Уполномоченным по правам ребенка рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их право реализуется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Ежегодно заявители из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются в суд за защитой своего права, поскольку не могут реализовать его иначе. Приобретаемых жилых помещений не хватает на всех, включенных в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением (18 лет и старше).

Как отмечалось Уполномоченным по правам ребенка ранее, ситуация, сложившаяся с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (несвоевременное предоставление жилого помещения) требует принятия решения о выделении дополнительных средств из областного бюджета на погашение задолженности перед гражданами, которые имеют на руках судебные решения.

По состоянию на 01.01.2020 года в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 6137 человек, из них: с 14 до 18 лет – 2 512, а также 3 625 человек у которых наступило такое право (от 18 лет и старше).

В 2019 году было запланировано приобретение 802 жилых помещений для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на эти цели было предусмотрено 747 987,25 тыс. рублей, из них 624 940,95 тыс. рублей средств областного бюджета, 123 046,3 тыс. рублей- федерального.

На 31 декабря 2019 г. муниципальными образованиями Челябинской области было приобретено 842 жилых помещения.

В 2020 году в Челябинской области для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется приобрести 777 жилых помещений, на эти цели предусмотрено 737 729,70 тыс. рублей, из них 618 862,80 тыс. рублей составляют средства областного бюджета и 118 866,90 тыс. рублей - федерального.

Ситуация несвоевременного обеспечения жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место во многих субъектах Российской Федерации. По сведениям Единой государственной информационной системы социального обеспечения на 10 января 2020 г. в Российской Федерации общая численность детей-сирот, включенных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (от 14 лет), составляет 279 260 человека, из них: 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, высказываются предложения расширить формы и механизмы обеспечения указанную категорию граждан жильем.

Как один из способов обеспечения своевременной реализации права детей-сирот на получение жилого помещения, в настоящее время, обсуждается вопрос внесения предложений об изменении  норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части расширения форм и механизмов обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями, а именно, введение механизма обеспечения вышеуказанных лиц жилыми помещениями путем выдачи государственного жилищного сертификата субъекта Российской Федерации - именного документа, удостоверяющего право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное получение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты для приобретения жилого помещения в собственность.