Семейные отношения

Право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Семья – та ценность, к которой стремится каждый человек, ищет в ней поддержку, любовь, тепло и защиту. Надо ли говорить о великой значимости семьи для ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье, закреплено законодательно и положено в основу принципов нашего государства.

Несмотря на совместные действия государственных органов, направленных на профилактику сиротства, случаи, когда ребенок остается вне семьи, сохраняются.

В 2019 году в Челябинской области 1395 детей были признаны детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Из них 409 детей или 29 процентов от общей численности являются биологическими сиротами. Более 1000 детей это «социальные» сироты.

Сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

№ п/п

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Общее число детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

16955

17247

16216

В т.ч.:

находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2158

2193

1814

находящихся на воспитании в семьях

10963

10925

10785

из них: в приемных семьях

3098

3361

3559

Численность выявленных детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

1460

1551

1395

из них: количество детей-сирот

417

395

409

Численность детей, которые возвращены родителям в течение года, всего

491

317

375

Даже при наличии положительной динамики в работе с семьями, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, области еще остаются проживать около 2 000 детей.

Лишение родительских прав наиболее частая причина нахождения ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о лишении родительских прав

№ п/п

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Численность детей, родители которых лишены родительских прав

1049

888

979

Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель

825

674

754

Численность родителей, лишенных родительских прав

840

764

758

в том числе

в связи с жестоким обращением с детьми

7

6

0

Численность родителей, восстановленных в родительских правах

76

36

38

Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах

226

235

204

Численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель

206

186

156

Численность родителей, ограниченных в родительских правах

190

170

224

в том числе

вследствие их поведения

132

135

148

Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав

35

18

19

К сожалению, в 2019 году также имели место случаи, при которых органами опеки и попечительства предпринимались действия по отобранию ребенка, поскольку существовала угроза его жизни и здоровью. В 2019 году зафиксировано 36 случаев отобрания детей в рамках статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации.

Информация об отобрании детей

№ п/п

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Численность родителей, в отношении которых принято решение об отобрании детей в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации

37

65

36

Численность детей, отобранных у родителей органами опеки и попечительства при непосредственной угрозе их жизни или здоровью, в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации

37

65

36

из них: детей, возвращенных родителям после проведения социально-реабилитационных мероприятий

3

11

5

Ежегодно Уполномоченным по правам ребенка рассматриваются обращения, в которых заявители сообщают о нарушении прав и интересов ребенка внутри семьи. Это может касаться установления места жительства, порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем, бабушками и дедушками, тех вопросов, которые неизбежно возникают при расставании родителей.

В 2017 году в Челябинской области зафиксировано 16101 разводов, в 2018 – 14787, в 2019 – 13340.

Споры между супругами по вопросам воспитания детей, в случае отсутствия мирных договоренностей и соглашений, рассматриваются в судебном порядке. При наличии судебного решения неизбежно возникает вопрос его принудительного исполнения. Поскольку данное решение непосредственно касается прав и интересов несовершеннолетнего, все действия вовлекаемых государственных органов должны быть не просто высокопрофессиональными, но и деликатными.

Уполномоченным по правам ребенка неоднократно отмечалось, что ребенок имеет право на общение с родителями и близкими родственниками. Недопустимо, когда это право перерастает в его обязанность, а тем более травмирует его. В целях исключения психотравмирующей ситуации, для оказания при исполнении судебных решений ребенку психологической помощи имеет место практика привлечения к исполнительским действиям специалистов-психологов.

Для повышения квалификации специалистов Челябинской области по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в 2019 году был проведен семинар «Психолого-правовые аспекты разрешения судебных споров о месте жительства и порядке общения с детьми».

В семинаре приняли участие более 180 человек, это представители Министерства социальных отношений Челябинской области, отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области, органов опеки и попечительства, подразделений  судебных приставов-исполнителей, Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»,  МБУ СО «Кризисный центр», Центра психологической диагностики и консультирования, руководители и специалисты Академии стратегических инициатив (г. Москва).

В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:

- нарушение прав ребенка на общение с отдельно проживающим родителем;

- межведомственное взаимодействие при исполнении исполнительных документов, связанных с воспитанием детей;

- вопросы назначения судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы судами при разрешении споров о месте жительства и порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем;

- роль органов опеки и попечительства, полиции, комиссий по делам несовершеннолетних и защите прав несовершеннолетних при семейных спорах;

- применение медиации как альтернативного способа досудебного урегулирования семейных споров по воспитанию несовершеннолетних;

- качество судебно-экспертных заключений и не процессуальных документов (заключений специалистов).

Уполномоченным по правам ребенка неоднократно отмечалась потребность в создании специализированных служб, которые бы могли защитить ребенка в такой сложной жизненной ситуации, ни в коем случае не изымая его из привычной семейной среды.

В 2018 году было внесено предложение о создании независимой от системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения областной службы семейной и школьной медиации, с функциями методического центра, выездной медиативной службы и с пунктом консультирования в областном центре.

Инициатива была поддержана Правительством Челябинской области, в областном бюджете на 2019 год впервые были предусмотрены средства в объеме 0,5 млн. рублей на субсидию СО НКО для развития семейной медиации.

В 2019 году в рамках проекта Лигой медиаторов Южного Урала было проведено 23 индивидуальные консультации по вопросам проведения медиации и проведено 11 семейных медиаций.